Порода лошадей русский тяжеловоз
Содержание:
- Особенности размножения и содержания
- История породы
- Характеристика породы
- Европейские породы
- История происхождения знаменитой породы России
- Историческая справка
- Ютландская порода
- Рекорды лошадей тяжеловозов
- Интересные факты
- Современное состояние
- История появления Орловских рысаков
- Характер
- Краткое описание породы
Особенности размножения и содержания
Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.
Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.
История породы
Немногим более века назад из Бельгии в Россию были завезены ардены — мелкие тяжеловозные лошади. По большей части у них имелись различные экстерьерные недостатки, дисгармоничное сложение. Однако у арденов было очень много ценных качеств: неприхотливость к условиям кормления и содержания, сухость телосложения, хорошая подвижность. Они приобрели популярность, и в 1904 г. ардены разводились уже в 376 хозяйствах, мелких и крупных. Стремясь увеличить поголовье, чистопородных арденов скрещивали с упряжными кобылами разных пород, местными и брабансонами, а также разводили в чистоте, совершая тщательный отбор.
Под действием отбора ардены приобрели гармоничность и улучшенный экстерьер
Русские ардены обратили на себя внимание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г
Русская тяжеловозная порода имеет хорошие перспективы при использовании для развития продуктивного (мясо-молочного) коневодства. Так, в Бурятии и Казахстане русских тяжеловозов скрещивали с местными степными лошадьми, чтобы получить более крупную мясную лошадь. Помеси хорошо развиваются, благополучно живут в условиях табунно-пастбищного содержания и на 60—70 кг тяжелее местных лошадей.
После Гражданской войны часть поголовья сохранилась. Их стали использовать для племенной работы с целью создать небольшую, неприхотливую к условиям содержания и кормления, гармонично сложенную, работоспособную и пригодную к сельскохозяйственному труду лошадь.
Было получено большое количество племенных лошадей этого типа. К скрещиванию привлекались такие породы, как орловский рысак, першерон, были выведены заводские линии, основателями которых стали жеребцы Караул, Ларчик, Поденщик, Рубикон. Полученная лошадь сильно отличалась от старого ардена, и было принято решение назвать новую породу русской тяжеловозной. Официально она была зарегистрирована Министерством сельского хозяйства в 1952 г.
Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления.
Русские тяжеловозы довольно востребованны и в настоящее время. Они успешно демонстрируются на различных выставках. Так, русский тяжеловоз был представлен на агроиндустриальной выставке Шелкового пути в Оренбурге в 2010 г.
Характеристика породы
Главным свойством орловских скакунов является их качественный рысистый бег. Но этим особенность данных лошадей не исчерпывается. У них проявляются и такие качества:
- способность надёжно передавать это врождённое умение по наследству;
- хорошая приспособляемость к разным климатическим условиям;
- неприхотливость в содержании и питании, что особенно ценилось в боевой обстановке;
- великолепный внешний вид, который вызывает у человека положительные эмоции ещё до того, как лошадь успеет продемонстрировать остальные свои сильные стороны.
Описание внешнего вида
Экстерьер орловского рысака впечатляет: высокий рост, мощное телосложение, вес в полтонны и при этом изящество телодвижений при врождённой грациозности. Подробнее о показателях внешнего вида этого скакуна можно узнать из этой таблицы:
Экстерьер орловского рысака | Показатели |
Высота в холке (м) | 1,65-1,70 |
Длина туловища (м) | 1,60 |
Обхват груди (м) | 1,80 |
Обхват в пясти (см) | 20,3 |
Голова | Небольшая, с несколько выступающей лобной частью |
Масть | Различные варианты серого цвета, а также вороная, чалая или буланая |
Шея | Длинная, с красивым лебединым изгибом |
Уши | Небольшие и подвижные |
Глаза | Большие, блестящие, выразительные |
Грива | Пышная |
Холка | Высокая |
Круп | Широкий |
Хвост | Длинный и густой |
Спина | Удлинённая, мускулистая |
Грудь | Мощная |
Ноги | Средней длины, сухие и жилистые |
Копыта | Крупные и крепкие |
Вес (кг) | 500-550 |
Использование и продуктивные качества
Создавая свою рысистую породу, Алексей Орлов предназначал её,в первую очередь, для работы в упряжке. Способность к длительному перемещению на хорошей скорости сделала орловских коней практически идеальными упряжными животными. К этим свойствам рысаков присовокупился и их великолепный вид, который стал украшением любого экипажа.
Проявили себя орловские рысаки в качестве рысистых скакунов на ипподромах, прогулочных лошадей под седлом и как охотничьи. В настоящее время эти скакуны активно используются в спортивных состязаниях на скорость, а также в конкурах и на выездке. Очень популярны они и в конном туризме.
Характер и нрав
В процессе селекции коннозаводчикам удалось приглушить в рысаках вспыльчивость, присущую их далёким арабским предкам. Орловских скакунов отличает исключительно добродушный характер, покладистость и беспрекословность в выполнении команд хозяина. При жестоком отношении к ним человека они могут проявить строптивость, но злопамятностью не обладают и при нормальном к себе отношении подчиняются человеку охотно.
Знаете ли вы? Кости лошади по своей прочности не уступают граниту. Однако если ломаются, то срастаются чрезвычайно медленно даже в щадящих условиях ветеринарной клиники.
Этих животных отличает огромная работоспособность. Вопрос о том, как научить бегать этих коней, не стоит вообще. Они не только никогда не отлынивают от работы (как это случается с лошадьми других пород), но и сами стремятся к ней, к чему их подвигает врождённая энергичность.
Плюсы и минусы
- К достоинствам орловских рысаков относят:
- способность к долговременному рысистому бегу;
- высокие скоростные качества на скачках;
- универсальность их применения;
- генную устойчивость при передаче по наследству качеств рысака;
- впечатляющий внешний вид;
- толерантность к человеку;
- спокойный нрав;
- способность адаптироваться к различным климатическим условиям;
- неприхотливость к условиям содержания и кормления;
- высокую репродуктивность.
- К недостаткам, среди которых серьёзных нет, иногда причисляют:
- дороговизну каждой особи;
- позднее вступление в половую зрелость (в возрасте 4,5-5 лет).
Европейские породы
Тяжеловозы европейской селекции отличаются удивительной выносливостью, мощными габаритами и силой. Многие из этих коней имеют еще и яркую внешность. Породы целенаправленно выводились для перевозки тяжелых грузов и участия в сельхозработах.
Шайр
Кони данной породы выведены в Англии. Они имеют самый тяжелый вес из тяжеловозов, достигающий 1200 кг, и рост — до 1,85 м в холке. С XVI в. этих животных использовали в военном деле, затем коней начали привлекать как тягловую силу для сельхозработ.
Помимо крупных габаритов, шайры отличаются хорошей скоростью. Окрас их бывает разным: серым, гнедым и даже вороным.
Бельгийская тяжелоупряжная брабансон
Брабансоны выделяются не только своей силой и выносливостью, но и ярким правильным экстерьером. При среднем росте у бельгийской тяжелоупряжной лошади короткие ноги с мощными суставами и густая короткая грива. Нрав у брабансона спокойный и покладистый. Животное трудолюбиво, его можно привлекать к тяжелым работам с двухлетнего возраста.
Читайте больше в нашей статье Брабансон лошадь
Ирландский тяжеловоз
Порода является универсальной. Ирландские тяжеловозы эксплуатируются не только в качестве тягловой силы. Кони участвуют в охоте и хорошо подходят для верховой езды. Они не боятся длительных переходов и уверенно чувствуют себя на пересеченной местности. Порода привлекает заводчиков своей выносливостью, неприхотливостью к кормовой базе и простотой ухода. Не обладая ярким экстерьером, ирландские тяжеловозы превосходят другие виды тягловых лошадей по силе.
Суффолк
Порода выведена в Англии и зарегистрирована в XVIII в. Выносливые и мускулистые, суффолки использовались для обработки тяжелых глинистых почв. Лошади обладают добрым покладистым нравом и сегодня используются в иппотерапии.
Першерон
Представители данной породы официально были выведены во Франции в XIX в. Однако ученые уверены, что першероны появились намного раньше, во времена средневекового рыцарства. Эти кони легко справлялись с весом всадников, облаченных в железные доспехи и снаряженных тяжелой амуницией.
Традиционный окрас першеронов — серый или вороной. Эти кони легко приспосабливаются к высоким нагрузкам, способны много и напряженно работать без отдыха. Среди преимуществ породы заводчики называют быструю адаптацию животных к смене климата.
Некоторые представители породы обладают высоким ростом — до 2,0 м в холке. Своим привлекательным экстерьером они обязаны арабским скакунам, которые присутствуют в родословной першеронов.
Булонский тяжеловоз
Булонские тяжеловозы отличаются своим изяществом. Эта порода коней была выведена во Франции. Хотя порода официально является тягловой, булонские тяжеловозные лошади выделяются привлекательной внешностью. У них выразительные глаза, высокий лоб, волнистая шелковистая грива. Животное обладает легким шагом, прекрасно идет рысью. Нрав у булонских лошадей спокойный и покладистый. Порода считается универсальной и привлекает заводчиков по всему миру.
Булонский тяжеловоз изначально существовал в 2 подвидах: малый и крупный. Коней крупных габаритов использовали для работы или запрягали в упряжку. Сегодня их разводят как мясную породу. Лошади миниатюрного типа практически утрачены и не разводятся.
Суффолк
Данная порода тяжеловозов имеет английское происхождение. Она была зарегистрирована в середине XVIII в. Главной задачей этих крупных выносливых животных являлась обработка тяжелых земель, с чем они прекрасно справлялись благодаря своему сильному мускулистому туловищу. Сегодня конскую силу в поле сменила сельхозтехника, и суффолков с их дружелюбным покладистым нравом используют в иппотерапии.
Клейдесдаль шотландский тяжеловоз
Родиной этих тяжеловозов является Шотландия. При большом росте и массе тела лошадь имеет запоминающийся внешний вид. Клейдесдалей использовали для путешествий по пересеченной местности. Они обладают мягким ходом и отличной выносливостью. Недостатком породы является изнеженность этих животных. Лошади демонстрируют свои лучшие качества только при хорошем уходе и отличном кормлении.
История происхождения знаменитой породы России
Орловский рысак — порода лошадей, выведенная в России в конце 18- го столетия. Изначально рысаки использовались для легкой упряжи, успешно демонстрируя хорошую выносливость и скорость. Названы они в честь родоначальника породы графа А.Г. Орлова-Чесменского. Он был ответственным за основание Хреновского конного завода, ставшего в дальнейшем отправной точкой для разведения новых рысистых скакунов.Интересное! Орловский рысак — самая известная в России порода лошадей. Вплоть до 18 столетия в России были в основном привозные лошади, не подготовленные к суровому климату, а собственного производства заводских конных пород в стране не было.
Именно поэтому в 1770-х годах Орлов поставил цель вывести новую конную породу как раз для российских климатических условий, способную преодолевать большие расстояния,справляться с ужасными дорогами в стране. Сосредоточился он на выведении лошадей, имеющих большую выносливость, резвую рысь, а также внешне привлекательных.
Благодаря его экспертному знанию лошадей, престижу и богатству, граф смог приобрести лучших лошадей из Персии, Аравии, Кавказа, Турции, Италии, Польши, Испании, Германии, Дании, Англии, Голландии.
Самым известным из этих приобретений был арабский жеребец Сметанка, купленный у турецкого султана за баснословные 60 000 серебром. Этот необычно крупный для своей породы серебристо-серый красавец с удлиненной спиной, идеальной рысью отлично подходил для выведения новой породы.
Справка! У Сметанки по смерти было обнаружено 19 позвонков (у большинства лошадей — 18). Эта особенность в дальнейшем перешла по наследству и именно она позволила орловским рысакам бежать красивой устойчивой рысью, “красным ходом”. Если поставить на крестец бегущей лошади стакан воды, она не расплещется.
По мнению графа и его единомышленников (в том числе Василия Шишкина) именно скрещивание европейских легкоупряжных лошадей (датских, мекленбургских и голландских) с арабскими приведет к цели. Они оказались правы. У Сметанки было четыре сына, которых использовали для племенной работы.
Через поколение у сына Сметанки Полкана родился (в 1784 году) жеребец — Барс I. По-настоящему уникальный в своем роде: сильный, с красивой резвой рысью, большим ростом (около 166 см), гармоничным сложением. Его необычный окрас (крупные светлые яблоки на серой шерсти) очень напоминал шкуру барса, поэтому его назвали в честь животного. Барс I стал родоначальником орловской породы и в период с 1791-1808 гг. был ведущим жеребцом-производителем на конезаводе.
Орлов вел записи о своей работе, но, к сожалению, пожар на Хреновском заводе уничтожил все архивные данные. Однако, если верить коннозаводскому преданию, было у графа крылатое выражение: “Природа дает нам жеребенка, человек делает из него рысака”. Таким образом, можно заметить, что уже тогда Орлов понимал: нужное качество необходимо воспитать, впоследствии оно закрепляется в потомстве.
После смерти графа (1808 г.) Хреновский завод перешел в управление крепостного Орлова — Василия Шишкина. Будучи хорошим коннозаводчиком, а также имея за плечами большой опыт работы, он смог с большим успехом продолжить начатое дело. Основным направлением его работы стало закрепление нужных качеств породы. Шишкин начал использовать близкородственное скрещивание.
С 1830 года благодаря своим отменным качествам и неприхотливости, орловские рысаки стали очень востребованы. Началось активное разведение лошадей и на других заводах.
После распада СССР орловские рысаки оказались на грани исчезновения. К счастью, в конце 90-х гг. благодаря неравнодушным специалистам и любителям началась популяризация и восстановление численности породы.
Основными конными заводами по разведению орловской рысистой породы являются Хреновский, Чесменский, Московский, Пермский, Алтайский, Дубровский (Украина) конные заводы, а также несколько частных конных заводов.
Историческая справка
Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.
В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.
Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.
Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.
Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).
Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.
Ютландская порода
- Использование: рабочая лошадь.
- Высота: 152-162 см.
- Масти: преимущественно игреневая.
- Экстерьер: тяжелая простой формы голова на короткой шее, мощные плечи, глубокий корпус с широкой грудью, плоская холка, широкие в кости мощные ноги с густыми щетками.
Эта порода, происходящая от древней лесной лошади, уже тысячу лет обитает на датском полуострове Ютландия. Все это время она, способная без устали выполнять самую тяжелую работу, была незаменимой работающей на фермах. В Средние века мощные ютландцы носили на своих спинах громоздких, закованных в латы рыцарей. В XIX веке они были скрещены с кливлендскими гнедыми и йоркширскими почтовыми, в 1960-х годах заметное влияние на породу оказал жеребец породы суффольк панч, Оппенгейм XII. С тех пор ютландцы напоминают суффольк-пачей и экстерьером, и мастью. Ютландские лошади понятливы и добронравны.
Рекорды лошадей тяжеловозов
Лошади тяжеловозы известны во всем мире множеством рекордов, которые не под силу лошадям других пород. Неоспоримыми и непревзойденными рекордами тяжеловозов являются их размеры и вес.
— Самой большой лошадью в мире являлся Мерин Сэмпсон породы шайр из графства Бедфордшир в Англии. Он родился в 1848 году, в возрасте 4-х лет его рост составил 219 см, а вес 1524 кг. За его огромные размеры его переименовали в Мамонта. К сожалению фото этого монстра не сохранилось.
— Жеребец из породы брабансонов Бруклин Сьюприм долгое время был самой крупной лошадью. При росте 195 см., он весил 1450 кг. Он прожил двадцать лет, его вес достиг 1450 кг, высота – 1,98 м.
— Согласно книге рекордов Гиннеса сегодня самой большой лошадью в мире считается 12-летний мерин бельгийской породы брабансон по кличке Большой Джейк, живущий в штате Мичиган, в США. Его рост в холке составляет 217 см, а вес 1180 кг.
— Мерин «По» — самая тяжелая лошадь в мире. Его вес 1500 кг при росте – 2,20 м. Назван так по фамилии американского писателя-фантаста и мистика Эдгара Алана По.
Лошади тяжеловозы прославились не только размерами, но и своей тяговой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр в поместье Нестер, в штате Мичиган, США, тянут повозку с лесом весом 42 тонны. Эти лошади провезли груженые сани по снегу на расстояние 1402 м.
– В 1970 году жеребец по кличке Форс, советской тяжеловозной породы, провез груз весом 22,991 тонны на расстояние 35м.
Во многих странах существуют специальные соревнования для лошадей тяжеловозов по перетаскиванию тяжелых грузов, так называемый «хорс-пуллинг».
— 23 апреля 1924 года на выставке «Британская империя» в Уэмбли мерин породы шайр по кличке Вулкан, принадлежавший Ливерпульской корпорации, натянул динамометр с усилием 29,47 тонны, а пара тяжеловозов той же породы рванула рекордный вес, зафиксированный на динамометре — 51 тонну.
В настоящее время, не смотря на сплошную автомобилизацию, лошади тяжеловозы не потеряли своего значения в жизни человека. Эти огромные и сильные лошади продолжают верой и правдой служить людям не требуя ни чего взамен. Так будьте и вы к ним добры и внимательны, берегите их, а при случае не забудьте их чем нибудь порадовать. Учите этому своих детей и тогда через много лет ваши потомки будут радоваться общению с этими красивыми могучими и дружелюбным лошадьми.
Интересные факты
Орловские рысаки вдохновляли на творчество многих писателей — Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Примером литературного произведения может служить книга Петра Ширяева «Внук Тальони» (1928) об орловском рысаке Лесть.
Писатель А. И. Эртель будучи сам уроженцем Воронежской области, где находится знаменитый Хреновской завод описал быт, связанный с выведением лошадей орловской породы в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».
Орловские рысаки запечатлены на многих произведениях изобразительного искусства, как например:
- Картины русского художника Николая Сверчкова (1817—1898), который особенно часто обращался в своём творчестве к орловцам.
- Картина «Орловские рысаки в дышловой упряжке и собака» (1861) немецкого художника Рудольфа Зурландта из коллекции Музея коневодства Московской академии имени К. А. Тимирязева.
Известны также следующие кинофильмы:
- «Любушка» — фильм 1961 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».
- «Крепыш» — фильм 1982 года об орловском рысаке по кличке Крепыш.
- «Рысак» — фильм 2005 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».
Орловская порода лошадей неоднократно воспроизводилась на почтовых марках ряда стран:
- Азербайджана — 1993, 1997,
- Бутана — 1999,
- Молдавии — 2002,
- России — 2007,
- СССР — 1968,
- Танзании — 1991,
- Украины — 2005.
Современное состояние
Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.
Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:
История появления Орловских рысаков
История происхождения Орловского рысака начинается с периода конца XVIII — первой половины XIX веков в России. В Воронежского губернии на Хреновском конном заводе, где главенствовал граф Орлов, была произведена порода орловской рысистой лошади путем длительного поэтапного воспроизводительного скрещивания пород турецких, голландских, датских и других лошадей. На период 2020 года данной породе исполняется вот уже 240 лет.
Граф Алексей Орлов после окончания своей профессиональной деятельности решил посвятить себя племенному труду, это было в 1775 году. Еще с 60-х годов 18 века Орлов с особым энтузиазмом занимался коннозаводством, все эти труды происходили на его личном владении под названием Остров. Но истинные способности и таланты Орлова как зоотехника миру предстали спустя какое-то время, по прибытию Екатерины II в Воронежскую губернию вместе со своими подданными из-за предшествующего этому дворцового переворота. Тогда графа посетила гениальная задумка скрестить лошадей и создать такую породу, которая прославилась бы массивностью и мощностью скакуна, рысистыми способностями, красотой и при этом сухостью, грациозностью и благородством. Для этого граф проводил поэтапные сложновоспроизводительные скрещивания разных пород лошадей, пытаясь воссоздать идеал.
По велению императрицы графу поставляли элитных пород лошадей со всего мира, в частности жеребцы и матки из Турции и Аравии, а также Египта. Записи говорят о том, что из этих стран Орлов смогу вывезти лучших 30 голов лошадей.
Историки считают, что начало породы Орловского рысака начинается с 1776 года, когда графу удалось достать арабского скакуна небывалой красоты, выкупленного за 60 тысяч серебра у турецкого султана тех времен. Того жеребца прозвали Сметанкой из-за белоснежного окраса, с почестями и грамотами под конвоем конь был оставлен в Россию. Как указывается в давних записях, на транспортировку лошади понадобилось 2 года пути по суше. И в 1776 году Сметанка стала достоянием России.
Чем так прославилась Сметанка? Во-первых, внешний презентабельный вид покорил всех без исключения. У лошади вместо привычных 18 ребер, было насчитано 19, что визуально делало его спину длиннее обычного. Имя конь получил за светло-серый окрас, близкий к белоснежному. Во-вторых, конь прекрасно демонстрировал свою динамичность и гибкость в аллюрах и рыси. Но жизнь лошади продлилась всего лишь год. После падения конь успел оставить дочь и четырех сыновей, которых он подарил графу в 1778 году. И один из его сыновей стал значимым звеном скрещивания, после которого произошел Орловский рысак.
Прежде чем получить новую лошадь, Орлов ставил перед собой задачи воспроизведения сильного и крупного коня, нарядного вида, гармоничного телосложения для удобства верховой езды с седлом, идеальной породой для парадов и сражений. Такой конь должен был выносливым перед российским лютым климатом, устойчивым перед длительными передвижениями. Но преимущественное отличие орловского коня должна была быть идеальная рысь, четкая и резвая, которая позволит коню выдерживать быстрый и длительный бег, при этом экипаж не будет трясти и не уставать как можно дольше от дороги.
Сколько бы граф не скрещивал Датских, Английских и Арабских скакунов и маток, отличающихся лучшими родословными и характеристиками, получить желаемого ему не удавалось. И только самый лучший сын Сметанки Полкан и буланая датская матка смогли дать такое потомство, которое подошло Орлову по экстерьеру. В 1784 году первый Орловский рысак появился на свет, жеребца серой масти прозвали Барсом.
Голландские кони также отличались выносливой устойчивой рысью, поэтому позже Орлов скрещивал таких кобыл с Полканом. Появились потомки такого скрещивания, самую достойную лошадь серую в яблоках прозвали Барсом I. В записях этого коня выделяли достаточно крупным и при этом гармоничным телосложением, четкой и устойчивой рысью, правильным ходом, огромной силой и мощью. Тут же указывается, что этот конь в яблоках дал необычайное потомство, а спустя многие года завод Орловских рысаков (Хреновый завод) имел исключительно потомство Барса I. Вследствие этого конь был признан родоначальником Орловского рысака.
Характер
Главным преимуществом и положительным качеством лошадок можно считать веселое и энергичное поведение. Все хозяева характеризируют их как хороших помощников и верных спутников в любой работе.
Выносливый и неприхотливый скот — мечта каждого фермера. Работоспособность и плодовитость также являются неопровержимым их положительным качеством. Действительно сил и энергии у Русских Тяжеловозов хоть отбавляй.
Даже самые нетребовательные виды не могут выполнять свою работу на 100% эффективно, если за ними не ухаживать как подобает. Русский Тяжеловоз предназначен для выполнения сложных полевых работ, поэтому составление рациона имеет большое значение для работоспособности коня. С учетом того, что весят лошадки немного, их кормление не отнимет лишнего времени, сил и материальных затрат.
Чтобы не перестараться с сухими кормами и сеном, стоит рассчитывать и учитывать все индивидуальные особенности каждой особи. Содержание лошади — дело ответственное? ведь наблюдать за ростом и всей жизнью коня, взрослением, питанием, поведением и особенностями характера одно удовольствие.
Уход за лошадью породы Русский Тяжеловоз
В сезон взрослая особь должна получать:
- около 7-8 кг концентрированного корма на единицу скота;
- 12 кг сена в сутки;
- по 6 кг овса и бобов;
- несколько кг свежей моркови.
Летом представитель описываемой разновидности должен получать около 30 кг свежей травы. От того, сколько весит животное, будет зависеть количество свежих кормов, рассчитанных на рабочий сезон. Содержание такой пищи должно быть разнообразным, насыщенным витаминами, злаками и полезными веществами.
В стойле согласно нормам должны быть созданы санитарные условия и оборудованы помещения для содержания. В случае с кобылами количество еды можно немного уменьшить, морковь заменить пророщенными злаковыми. Кроме того, нужно тщательно следить за состоянием здоровья, зубами, копытами и чистотой шерсти. Если расчёсывать гриву регулярно или делать стрижку, густой волосяной покров не станет обузой для скакуна. Обязательно проводить проверки у ветеринаров.
Краткое описание породы
Лошади отечественной породы внешне сильно напоминают иностранных предков. Это массивные и крупные животные, которые по габаритам сильно превосходят другие тяжеловозные породы. Высота в холке — 165-167 см, вес жеребцов — 750 кг, кобыл — 580 кг. Отличаются животные крупной головой, выпуклым профилем, косой лопаткой и мощной шеей. Спина удлиненная, с широкой поясницей и спущенным крупом. Отличительная черта владимирской породы лошадей — правильно поставленные крепкие костистые ноги.
Самая распространенная масть — гнедая, но могут встречаться рыжие и вороные кони. Шерсть короткая и густая. Внизу ноги имеют широкие белые «чулочки». Также животные обладают густым хвостом и гривой.
Достоинства породы:
- благодаря сочетанию крепкой конституции и усердия эта лошадь способна выполнять работу, которая непосильна людям;
- отличается изысканностью и грациозностью;
- соединяет в себе следующие качества: выносливость, энергичность, красоту хода, природное усердие, красивый окрас, врожденное трудолюбие;
- покладистый нрав и внешние данные делают породу универсальной.
Характер
К особенностям характера владимирских лошадей относят послушание и готовность к выполнению любой работы. Животные могут трудиться и в сильную жару, и в проливной дождь. Негативные внешние факторы не оказывают на них сильного воздействия. Если за лошадьми правильно ухаживать и разводить, то они будут способны выполнять различные функции, возложенные на них.
Несмотря на крупные габариты и немного угрожающий вид, кони и лошади владимирские тяжеловозы обладают дружелюбным нравом. Молодые жеребцы могут быть строптивыми и непослушными, но быстро успокаиваются. Если хозяин будет заботиться о них, то животные спокойно выполняют различные команды. Видя ласковое и внимательное отношение к себе, кони отвечают на это послушанием, но при пренебрежительном отношении со стороны владельца лошади могут проявлять свой нрав.
Чтобы питомцы выполняли разные команды, их нужно правильно растить и воспитывать. Вырастают они терпеливыми, выносливыми, неприхотливыми и преданными животными.
Размножение
Владимирская лошадь отличается хорошей плодовитостью. Взрослеют животные рано, поэтому разведением породы можно заниматься, когда жеребцам и кобылам исполнится 3 года. При этом используются чистокровные особи. В год кобыла приносит чаще всего одного жеребенка. Если пара подобрана правильно и за ней был осуществлен должный уход, то высокий процент появления здорового потомства. Кобылы такой породы отличаются высокой молочностью, т.к. крупному жеребенку необходимо большое количество молока.
Применение
Владимирские лошади нашли свое применение в следующих сферах:
- Племенная работа. Конезавод приобретает лучших особей, чтобы добиться хороших характеристик по объему молока, мяса и т.д.
- В качестве рабочей лошади для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, вспашки земель и выполнения других работ в сельском хозяйстве.
- С целью получения молока, т.к. кобылы характеризуются высокой молочностью.
- Для досуга и развлечения. Эти лошади нередко используются для верховой езды, их запрягают в тройки на народные гуляния, представляют на соревнованиях и выставках.